Букварёнок

Программа состоит из двух разделов:

Анализ звучащей речи;

Формирование навыка чтения.

Реализация содержания каждого из них осуществляется параллельно. Это происходит посредством чередования тем каждого из разделов на первых занятиях, а в дальнейшем – чрез комбинирование их содержания на каждом занятии. На первых занятиях приоритетным является содержание первого раздела и совершенствование навыка узнавания букв русского алфавита как базовой части программы второго раздела. Для ускорения процесса развития навыка чтения ребёнок должен знать все буквы русского алфавита.

Кратко представим содержание каждого из разделов.

Анализ звучащей речи

Развитие навыка анализа звучащей речи – одна из первоочередных задач обучения чтению. Не умеющий читать ребёнок должен овладеть навыком анализа речи на основе слухового восприятия. Этот навык необходимо формировать и у ребёнка, владеющего первоначальным навыком чтения. Представим примерное содержание этого раздела.

Формирование представления о речи.

Деление речи на предложения.

Определение количества слов в предложении.

Деление слов на слоги.

Определение сильного (ударного) слога в слове.

Определение количества и порядка следования звуков в слове.

Формирование первоначальных навыков фонетического анализа звучащего слова.

Развитие навыка звукового анализа слова, представленного буквенной символикой. 

Формирование навыка чтения

         Содержание этого раздела предполагает реализацию задачи формирования не только  первоначального навыка чтения, но и перевод его в более высокую стадию развития – узнавание. Это достигается посредством развития качества, объёма и скорости зрительного восприятия слова. По окончании учебного года дети, выполняющие все рекомендации педагога, должны научиться читать целым словом. 

Чем отличается наша методика обучения чтению от традиционно действующих?

          С первых занятий обучения чтению обеспечивается процесс развития психолого-физиологических составляющих этого навыка. Поинтересуйтесь в интернете этим вопросом. Ответа Вы не найдёте. В соответствии с традиционной методикой обучения чтению подготовительная работа по этому содержанию не осуществляется и в школе. Можно ли ожидать успехи в развитии навыка чтения, если ребёнок не получил  психолого-физиологическую подготовку и продолжает обучаться чтению, не имея психолого-физиологической базы? Именно поэтому часть учащихся начальной школы довольно длительное время читает по слогам, трудно переходит к чтению по «слогам + целыми словами» и даже в 4 классе мало кто владеет способом чтения целым словом.

Пристального педагогического внимания заслуживает мнение учёных педагогов и психологов, что школьные программные нормы скорости чтения занижены. Выпускник начальной школы должен читать со скоростью не менее 120 сл./мин, только тогда он может стать успешным в усвоении программ основной школы. Однако и существующие нормы для большей части выпускников начальной школы непосильны. Педагогическая причина этого явления базируется на психолого-физиологической неподготовленности детей к чтению. Это является главным предметом развития детей  на наших курсах.

Наша методика стоится на развитии свойств  зрительного восприятия, в частности, качества, объёма и скорости зрительного восприятия, постановке дыхания и развитии процессов говорения. Это помогает не только уже на начальном этапе обучения детей чтению узнавать слово (читать словами), но в дальнейшем процесс приращения слов, читаемых в минуту, будет происходить по принципу клеточного деления.

Программа составлена в соответствии с авторской методикой «Методика обучения чтению-узнаванию младших школьников» (авторы: Пяткова Варвара Михайловна, Заслуженный учитель Российской Федерации, преподаватель Читинского педагогического колледжа и Невидимова Ольга Викторовна, учитель высшей квалификационной категории ГОУ «Центр специального образования «Открытый мир».