Авторучка

Формирование каллиграфически правильного письма – актуальнейшая проблема начальной школы. К сожалению, с первых дней обучения письму первоклассники испытывают большие трудности в формировании навыка каллиграфически правильного письма. С каждым годом у младшего школьника ещё более закрепляется неверно сформированный навык и задача исправления его становится невыполнимой.

Причины обучения каллиграфически правильному письму далеко не индивидуальны, они педагогические и зависят не от отдельно взятого педагога, а от существующей методики формирования первоначального навыка и педагогических условий его закрепления.

Чем отличается наше содержание подготовки к письму от действующего?

Мы готовим к письму не только руку, но и голову,то есть убеждаем детей в секретах каллиграфически правильного письма и развиваем навык следования им.

Представим содержание нашей подготовки на фоне традиционного подхода:

 

Традиционно

 

  На наших курсах
      Традиционно процесс письма строится на следующих компонентах:
o   Положение тетради при письме;

o   Умение держать ручку;

o   Учёт горизонтальных линий разлиновки Прописей.

o   Положение тетради при письме;

o   Умение держать ручку;

o   Учёт горизонтальных линий разлиновки Прописей.

o   Каждая буква имеет свой алгоритм письма.
Наша методика обучения письму строится на с компонентах,  которые  методике обучения письму были  до опубликования её были неизвестны:
o   Подготовка руки к письму;

o   Ориентировочная основа деятельности ребёнка в процессе письма (каким правилам надо следовать в процессе письма);

 

o   Применение в процессе письма наклонной линии разлиновки;

o   Средства формирования зрительно-двигательного контроля в процессе письма;

o   Развитие зрительно-двигательного контроля в процессе письма;

o   Обобщённый алгоритм написания всех букв русского алфавита;

o   Приёмы корректировки письма;

o   Формирование привычки качественно выполнять учебную задачу.

 

        В соответствии с действующей методикой, дети должны усвоить 63 алгоритма письма букв (как писать 30 заглавных и 33 строчных буквы). Однако эти алгоритмы сводятся к срисовыванию букв без особых правил, а самооценка качества их написания – к «похожа буква или не похожа». В традиционной методике не прописаны ни правила письма, ни критерии его оценки.

 

Красным цветом выделен компонент, который в корне отличает нашу методику обучения письму от традиционной. В традиционной же методике каждая буква имеет свой алгоритм письма, т.е. 63 алгоритма письма. В нашей методике один алгоритм написания всех 63 букв.

Подведение формирования даже самых сложных навыков написания букв  под одно правило не только облегчает работу, но самое главное – даёт высокие результаты качества и интеллектуально развивает.

 

 

Процесс обучения письму букв в 1 классе осуществляется на Прописях. Прописи №1 должны готовить и руку, и голову к письму. Однако первая задача осуществляется очень незначительно, а вторая не реализуется вообще. На  известных в городе подготовительных курсах  используются фабричные Прописи, подобные  школьным Прописям №1.

 

Программа подготовки детей к письму  по нашей программе осуществляется на авторских Прописях, которые построены на принципах нашей методики и обеспечивают подготовку руки к письму, развивают навык и контрольно-оценочную деятельность письма в условиях двусторонней оценки (педагог-обучающийся-педагог). Первая их часть выполняет задачи подготовки обучающегося к письму, вторая – формирует первоначальные навыки письма букв и развивает привычку и навыки самооценки письма в соответствии с усвоенными детьми критериями.

Дети овладевают навыком самооценки качества письма,  видят все допущенные в написании незнакомых им письменных букв каллиграфические ошибки, называют причины неверного написания букв, знают критерии оценки качества письма и овладевают приёмами исправления ошибок.

 

Работая в Прописях ч.2 написанию нескольких букв, дети овладевают правилами и критериями самооценки письма нескольких букв, а приобретают опыт оценки качества письма всех букв русского алфавита в соответствии с усвоенными правилами письма  и критериями его оценки и готовы их писать каллиграфически правильно в адекватных букварному периоду обучения педагогических условиях: недопущение перегрузки и  неоправданное увеличение скорости письма.

Подготовка детей к письму строится в соответствии с авторской методикой «Штриховой приём формирования каллиграфически правильного письма», автор Пяткова Варвара Михайловна, Заслуженный учитель Российской Федерации. Авторами «Штриховых прописей» являются Пяткова Варвара Михайловна, Заслуженный учитель Российской Федерации. Авторами «Штриховых прописей» являются Пяткова Варвара Михайловна, Заслуженный учитель Российской Федерации, преподаватель Читинского педагогического колледжа и Невидимова Ольга Викторовна, учитель высшей квалификационной категории ГОУ «Центр специального образования «Открытый мир».

«Штриховые прописи не имеют аналогов в России».